С разницей буквально в несколько дней вступили в силу два нормативных правовых акта, которые, как предсказывалось, изменят наше представление об исполнительном производстве, а именно: Закон Республики Беларусь «О судебных исполнителях» от 24 октября 2016 г. N 440-З, вступил в силу 13 мая 2017 года и Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» 24 октября 2016 г. N 439-З, вступил в силу 16 мая 2017 года (далее – Закон).
          Мы подобрали топ-10 новелл исполнительного производства, которые могут Вас заинтересовать:

1. Сроки в исполнительном производстве исчисляются не в календарных, а в рабочих днях (ст. 29 Закона «Об исполнительном производстве»).

2. Частью 1 статьи 34 Закона установлен единый срок для предъявления ко взысканию исполнительных документов, выданных судом, в 3 года (ранее такой срок для судебных постановлений по экономическим делам составлял 6 месяцев). При этом срок предъявления ко взысканию исполнительной надписи нотариуса остался неизменным: 3 года в случае, если взыскателем или должником по исполнительной надписи является гражданин, кроме индивидуального предпринимателя, и 6 месяцев во всех иных случаях (ч. 4 ст. 34 Закона, ст. 107 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г. N 305-З).

3. Возвращается так называемый «заявительный принцип» при возбуждении исполнительного производства: исполнительное производство будет возбуждаться только при наличии письменного заявления взыскателя. Данный порядок не касается в части имущественных взысканий по уголовным делам, делам об административных правонарушениях (статья 42 Закона).

4. Полномочия судебного исполнителя по совершению исполнительных действий расширены. Теперь судебный исполнитель вправе:

  • заменить сторону исполнительного производства (ст. 19 Закона)
  • объявить в розыск должника, если тот гражданин или ИП (абз. 7 ч. 1 ст. 63 Закона)
  • оформить принудительный привод в отношении не только должника гражданина или ИП, но и в отношении представителей организации, собственников имущества (участников, учредителей) (абз. 14 ч. 1 ст. 63 Закона)
  • обращаться за государственной регистрацией создания, изменения, перехода, прекращения принадлежащего должнику недвижимого имущества, и прав на него (абз. 8 ч. 1 ст. 63 Закона)
  • выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника (абз. 15 ч. 1 ст. 63 Закона)

    5. В отношении должников-граждан, в том числе ИП, вводится новая обеспечительная мера — временное ограничение в посещении игорных заведений и выездов на охоту. Право на выезд из страны теперь может быть ограничено не только должнику-физическому лицу (в том числе ИП), но и должностным лицам организации должника. Обратите внимание, что термин «должностное лицо» применительно к мерам обеспечения нераскрыт, что дает основание относить к нему не только директора должника-юридического лица, но и главного бухгалтера, членов наблюдательного совета, членов совета директоров и т.д. Такого рода временные ограничения устанавливаются только судом (ст. 60 Закона).

6. Ранее исполнительное производство оканчивалось предъявлением исполнительного листа к заработной плате. Это означало, что денежные вклады, иное имущество, из стоимости которого возможно удовлетворить требование взыскателя, отсутствует или его не хватает для погашения задолженности, и будет производится удержание из заработной платы должника неопределенно долгий срок до полного погашения долга. В результате долг возвращался кредитору весьма длительное время и небольшими суммами. Сейчас появилась возможность одновременно обращать взыскание как на заработную плату должника (иные доходы), так и на его имущество. Это значит, что при приобретении должником нового автомобиля, он может быть арестован и реализован с торгов судебным исполнителем в счет погашения задолженности на ряду с проводимыми удержаниями из заработной платы (ч. 2 ст. 106 Закона).

7. Установлена обязанность взыскателя до обращения к судебному исполнителю с заявлением о возбуждении исполнительного производства, если оно связано со взысканием денежных средств с ИП или организации, самостоятельно направить исполнительный документ в банк для списания в бесспорном порядке денежных средств со счета должника (ч. 1 ст. 41 Закона).

8. Если должником выступает гражданин или ИП, то в таком случае взыскатель уже не обязан, но имеет право до обращения к судебному исполнителю самостоятельно направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы.

9. Все должники обязаны будут предоставлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства, места нахождения не позднее 3 дней со дня таких изменений. Ранее эта обязанность была только в отношении должников по некоторым категориям дел, например, по алиментам. За нарушение обязанности установлена административная ответственность по ст. 21.10 КоАП в виде штрафа в размере до 50 базовых величин или административного ареста для физического лица или штрафа до 1000 базовых величин – для юридического лица.

10. Будет создан банк данных исполнительных производств, который позволит не только обеспечить контроль за исполнением исполнительных документов, но и упростит работу сторон с судебным исполнителем. Стороны получат возможность узнавать об исполнительных производствах с помощью сети интернет в так называемом личном кабинете. В настоящее время на портале Минюста существует сервис «Реестр должников по исполнительным производствам». Реестр содержит информацию о должниках (гражданах и юридических лицах), в отношении которых исполнительное производство находится на исполнении больше 3 месяцев или окончено в связи с невозможностью взыскания долга не больше 3 лет назад. Для получения информации о должнике физическом лице необходимо знать полностью его фамилию, имя, отчество и идентификационный номер паспорта, о должнике юридическом лице –УНП.